Независимость кинорежиссёров на сегодняшний день явление достаточно спорное и сложное. Кто-то утверждает что снимает кино для себя, некоторые становятся персонами нон грата для кинофестивалей, а кое-кто просто не изменяет идеям.
Любимая Америка.
Джим Джармуш начинал свою карьеру путём создания идеальных диалогов, которые не нуждаются в актёрском мастерстве. В его фильмах непрофессиональные актёры делали то, чего не умеют множество владельцев Оскара, тем самым давая понять насколько живее и реалистичнее атмосфера антиГолливуда. С годами складывается впечатление, что Голливуд просто не принимает правду, которой в фильмах Джармуша предостаточно.
Весь творческий путь Джима формировался в определённых условиях. Изначально это были цели показать ту Америку, которая существует на самом деле, без грима и декораций. И не удивительно, что ещё в самом первом своём фильме «Отпуск без конца», он отправляет главного героя из грязного Нью-Йорка в культурный Париж, где простые рабочие могут попивать утренний кофе в местном бистро и обсуждать отличия между философией Делёза и Сартра. Уже тогда стало ясно, что режиссёр любит ту Америку, в которой нет обмана, лжи и манипуляций. Эта позиция будет подчёркнута в последнем фильме «Выживут только любовники», где бессмертные вампиры называют современных людей «зомби», и осуждают власть, которая в своё время «придушила» идеи Николы Тесла.
Американские диалоги существенно отличаются от европейских, что из года в год доказывают мэтры американского кинематографа. Джим Джармуш внёс довольно существенный вклад в развитие структуры диалога, таким образом показав что из ничего можно сделать всё. Естественно, он не первый кто прибегает к такому способу создания специфической атмосферы, но именно у него эта атмосфера становится по настоящему живой. Наиболее ярким примером классических американских диалогов «по Джармушу» является гениальная картина «Кофе и сигареты».
Первая обыденность.
Первая, по-настоящему качественная во всех смыслах работа «Более странно, чем в раю», раскрывает сложность обыденности, неспособность прибавить ярких красок путём смены месторасположения. Джармуш уже тогда давал понять, что вопросы, задаваемые героями, будут носить характер актуальности проблем американского общества. В фильме рассказывается, как два шулера и игрока по жизни срывают куш и не знают что делать с такой суммой денег. И тут, по дороге, двум абсолютно легкомысленным парням приходит идея отправиться к сестре главного героя, которая переехала из Венгрии в штат Огайо на заработок. Где бы ни были герои, атмосфера фильма не меняется. Шумный Нью-Йорк, Огайо или Флорида – не имеет разницы, нет ни настроения, ни цели. В итоге режиссёр отправляет всех по своим местам, таким образом давая понять, что если вы себя не найдёте, судьба это сделает за вас.
Запоминающийся почерк.
Некоторые критики называют фильмы Джармуша несколько скучными. Чего только стоит однотонный «Предел контроля», снятый в непривычных режиссёру монологах. У зрителя после просмотра возникает масса вопросов, безудержные мысли кружат в сознании и стремятся найти здравое объяснение. Но его, увы, нет. И не будет. Джармуш не ставит целей вывести зрителя на конечный пункт своих размышлений, он осторожно вкладывает свои творения вам в память, и однажды, если кто-то спросит вас о фильме «Сломанные цветы», вы будете иметь предельную ясность о чём идёт речь. Почерк независимого автора вы запомните, а вот снятый на один раз, по заказу фильм — уходит из мыслей ещё до того, как вы добрались из кинотеатра домой. Не нужно полностью понимать фильм, догадываться что случилось в конце или спрашивать зачем вообще снимать такое кино. Просто смотрите и принимайте, а если не идёт — тогда, к сожалению, вам с Джимом не по пути.
У каждого своё кино.
Представляя поистине независимого режиссёра, Джим Джармуш уже внёс своё имя в список исторических личностей кинематографа. Первые десять минут любого его фильма дают зрителю понять, что перед ними автор с большой буквы, со своим сюжетом, музыкой и юмором, которые имеют особые отличительные черты и не поддаются никакому сравнению. Сколько ещё успеет сделать в своей жизни гений обыденных разговоров и резких сюжетных поворотов? Самое главное — это то, что до сих пор Джим не изменил идейный путь, и продолжает радовать кинофестивали своим незабываемым образом, который также представляется оригинальным и неординарным. Насколько же велика вероятность сохранности всех его пределов независимости? Время всё покажет, а сейчас остаётся только ждать очередного киношедевра, после которого можно уходить в собственные рассуждения под всегда качественный саундтрек.